Боковская детская спортивная школа - ПОЛОЖЕНИЕ о доп. программах ДЮСШ
DJ Sport01 - шаблон joomla Продвижение

Site Title

Basketball Football Hockey

Версия для слабовидящих

Образовательные

погода в ст. Боковская

МЕНЮ САЙТА

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2017 ГОД

Навигация по сайту:

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом МБОУ ДО ДЮСШ

Боковского района

от ____________ 2016 № ___

Директор

___________ Е.В.Голубов

ПОЛОЖЕНИЕ

МБОУ ДО ДЮСШ Боковского района

дополнительных общеобразовательных программах

в области физической культуры и спорта

Требования, предъявляемые к разработке дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.

В организациях дополнительного образования реализуются два вида дополнительных общеобразовательных программ:

  • дополнительные предпрофессиональные образовательные программы;
  • дополнительные общеразвивающие образовательные программы.

Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа – это документ, определяющий содержание образования на этапах подготовки обучающихся по конкретному виду спорта.

Дополнительная предпрофессиональная программа в зависимости от вида спорта (спортивной дисциплины) разрабатывается на период от шести до десяти лет.

Продолжительность обучения составляет:

  • на этапе начальной подготовки – до 3 лет;
  • на тренировочном этапе (период базовой подготовки) – до 2 лет;
  • на тренировочном этапе (период спортивной специализации) – до 3 лет;
  • на этапе совершенствования спортивного мастерства – до 2 лет.

Дополнительные предпрофессиональные программы, разрабатываются образовательной организацией самостоятельно.

При разработке должны учитываться:

  • федеральные государственные требования;
  • требования федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта, спортивной дисциплине;
  • возрастные, гендерные и индивидуальные особенности обучающихся;
  • особенности педагогической и воспитательной деятельности в области физической культуры и спорта;
  • направленность и специфика вида спорта (спортивной дисциплины);
  • организационные и методические требования к многолетним круглогодичным занятиям физической культурой и спортом.

Образовательная организация обязана обеспечить преемственность реализуемых дополнительных предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки.

Программный материал должен излагаться последовательно, логично, системно, доступно и соответствовать возрастным особенностям обучающихся.

Основными задачами реализации дополнительных предпрофессиональных программ являются:

  • формирование и развитие творческих и спортивных способностей обучающихся;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
  • выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Реализация дополнительной предпрофессиональной программы должна быть направлена:

  • отбор одаренных детей;
  • формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;
  • освоение этапов подготовки, в том числе с учетом дальнейшего обучения программам спортивной подготовки;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные образовательные организации в области физической культуры и спорта.

Дополнительная предпрофессиональная программа

  • содержит предметные области;
  • учитывает особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта;
  • предусматривает соотношение объемов обучения предметным областям.

Предметные области у каждого вида спорта свои.

К предметным областям командных игровых видов спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол…) относятся:

  • теория и методика физической культуры и спорта;
  • общая физическая подготовка;
  • избранный вид спорта;
  • специальная физическая подготовка.

К предметным областям игровых видов спорта (бадминтон, дартс, настольный теннис, теннис, шахматы…) относятся:

  • теория и методика физической культуры и спорта;
  • общая и специальная физическая подготовка;
  • избранный вид спорта;
  • развитие творческого мышления.

К предметным областям спортивных единоборств (дзюдо, самбо, бокс…) относятся:

  • теория и методика физической культуры и спорта;
  • общая физическая подготовка;
  • избранный вид спорта;
  • другие виды спорта и подвижные игры;
  • технико-тактическая и психологическая подготовка.

К предметным областям сложно-координационных видов спорта (спортивная акробатика, спортивная гимнастика…) относятся:

  • теория и методика физической культуры и спорта;
  • общая и специальная физическая подготовка;
  • избранный вид спорта;
  • хореография и (или) акробатика.

К предметным областям циклических, скоростно-силовых видов спорта (легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика…) относятся:

  • теория и методика физической культуры и спорта;
  • общая физическая подготовка;
  • избранный вид спорта;
  • другие виды спорта и подвижные игры.

К предметным областям видов спорта, осуществляемым в природной среде (спортивное ориентирование, спортивный туризм…) относятся:

  • теория и методика физической культуры и спорта;
  • общая и специальная физическая подготовка;
  • избранный вид спорта;
  • специальные навыки;
  • спортивное и специальное оборудование.

Такие предметные области, как:

- теория и методика физической культуры и спорта;

- избранный вид спорта

включены во все дополнительные предпрофессиональные программы, независимо от вида спорта. Предпрофессиональная программа должна учитывать особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта.

Дополнительная предпрофессиональная программа имеет следующую структуру:

  • титульный лист;
  • пояснительную записку;
  • годовой учебный (тренировочный) план;
  • методическую часть;
  • систему контроля и зачетные требования;
  • перечень информационного обеспечения;
  • приложения.

На титульном листе Программы указываются:

  • учредитель образовательной организации;
  • наименование образовательной организации;
  • название программы;
  • федеральный стандарт спортивной подготовки, в соответствии с которым разработана Программа («Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 13 сентября 2013г. № 730. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации. Регистрационный № 30530 от 02 декабря 2013г.);
  • срок ее реализации;
  • населенный пункт, в котором находится образовательная организация;
  • год составления Программы.

Оборотная сторона титульного листа содержит:

  • сведения о принятии дополнительной предпрофессиональной программы на педагогическом совете и утверждении ее директором;
  • сведения о разработчиках и рецензентах Программы (в соответствии с законом об образовании должно быть не менее двух рецензентов Программы, один из которых – внешний, то есть из другой образовательной организации);
  • назначение Программы и ее краткое содержание.

В пояснительной записке необходимо раскрыть актуальность данной Программы, дать характеристику избранного вида спорта, отличительных особенностей и специфики организации обучения, изложить структуру системы многолетней подготовки (этапы, периоды и их продолжительность).

В данном разделе рекомендуется отражать также следующую информацию:

минимальный возраст для зачисления поступающих на обучение и минимальное количество обучающихся в группах;

режим тренировочной работы;

медицинские, возрастные и психофизиологические требования к лицам, проходящим обучение;

навыки в других видах спорта, способствующие повышению профессионального мастерства в избранном виде спорта;

планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта (спортивной дисциплине);

требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию.

Устанавливаемые Программой нормативные требования должны соответствовать требованиям СанПиН и ФГТ.

Учебный план Программы определяет перечень учебных дисциплин, их распределение на протяжении всего срока обучения. При этом устанавливается продолжительность и объемы реализации Программы, регламентируется соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения.

Учебный план Программы содержит годовое учебное (тренировочное) планирование:

  • продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям;
  • объем тренировочной и соревновательной деятельности обучающихся;
  • объем тренировочных нагрузок по разделам обучения, включая время на самостоятельную работу обучающихся;
  • объем и период прохождения судейской практики;
  • время и период, отведенное на промежуточную аттестацию;
  • период и количество раз прохождения медицинского обслуживания и проведение антидопинговых мероприятий.

Соотношение объемов обучения предметным областям по отношению к ФССП и общему объему учебного плана.

Предметные

области

Виды спорта

командные

игровые

игровые

спортивные

едино-

борства

сложно-

координа-

ционные

цикличес-е,

скоростно-

силовые

осуществл.

в природн.

среде

объем трениров. и соревнователь. деятельности от ФССП 60-90% 60-95% 60-90% 60-90% 60-90% 50-80%
Соотношение объемов обучения предметным областям к общему объему учебного плана

теоретическая

подготовка

не менее

10%

10-15% 5-10% 5-10% 5-10% 5-10%
ОФП и СФП

10-20%

10-20%

20-30% 20-25% 15-25% 30-35% 20-25%
избранный вид спорта

не менее

45%

не менее

45%

не менее

45%

не менее

45%

не менее

45%

не менее

40%

специальные навыки - - - - - 10-15%
другие виды спорта и подвижные игры - - 5-10% - 5-15% -
хореография и или акробатика - - - 20-25% - -
развитие творческого мышления - 10-15% - - - -
работа со спортивным и специальным оборудованием - - - - - 10-15%
технико-тактическая и психологическая подготовка - - 10-15% - - -
самостоятельная подготовка до 10% до 10% до 10% до 10% до 10% до 10%

Методическая часть Программы включает в себя:

  • содержание и методику работы по предметным областям, этапам (периодам) подготовки;
  • программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды обучения;
  • требования мер безопасности в процессе реализации Программы;
  • объемы максимальных тренировочных нагрузок;
  • рекомендации по планированию спортивных результатов, антидопинговых мероприятий, судейской практики.

Раздел Программы «Система контроля и зачетные требования» должен содержать:

  • нормативные требования к уровню физического развития, общей и специальной физической подготовленности на каждом этапе (периоде) обучения и рекомендации по их применению;
  • комплекс контрольных упражнений для оценки результатов освоения Программы;
  • механизм проведения контрольных испытаний;
  • методические указания по порядку организации и проведения промежуточной аттестации обучающихся после каждого периода обучения по Программе;
  • требования к результатам освоения Программы, являющиеся основанием для перевода, обучающегося на следующий этап или Программу спортивной подготовки.

Форма проведения промежуточной аттестации определяется образовательной организацией самостоятельно и закрепляется локальным актом.

При проведении промежуточной аттестации обучающихся учитываются результаты освоения Программы по каждой предметной области.

В перечень информационного обеспечения Программы рекомендуется включать:

  • список литературы, содержащий не менее 10 источников, включая законодательные и нормативные правовые акты;
  • инструктивно-методические материалы, научные работы, книги, учебники и учебные пособия, журнальные статьи и другие официальные материалы;
  • перечень аудиовизуальных средств с учетом специфики вида спорта (спортивной дисциплины), включая дидактические и наглядные материалы;
  • перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в образовательном процессе, включая электронные базы данных.

На этап совершенствования спортивного мастерства прием на обучение не проводится. На данном этапе продолжают обучение лица, зачисленные в организацию и прошедшие обучение на тренировочном этапе (спортивной специализации).

Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по предметным областям.

Для проверки результатов освоения Программы, выполнения нормативных требований ФССП проводится промежуточная аттестация обучающихся. На основании результатов аттестации и с учетом результатов выступлений на официальных спортивных соревнований и осуществляется перевод обучающихся, выпускников образовательной организации на реализацию программ спортивной подготовки.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программаэто комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебно-тематического плана, содержания программы, а также оценочных и методических материалов.

Дополнительные общеразвивающие образовательные программы, в отличие от предпрофессиональных, не завязаны на подготовку профессиональных спортсменов. Данные программы можно трактовать как развивающие «многие свойства личности понемногу», не выделяющие явно каких-либо приоритетов среди многообразных способностей. Допустимо считать эти способности – общим базисом человеческого развития, который формируется в процессе образования.

Общеразвивающими можно считать программы дополнительного образования, где обучающегося формируются компетенции осуществлять универсальные действия:

  • личностные (самоопределение, нравственно-этическая ориентация);
  • регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);
  • познавательные (общеучебные логические действия, постановка и решение проблем);
  • коммуникативные (планирование сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

В каждой дополнительной общеразвивающей образовательной программе целесообразно выделять элементы, обеспечивающие развитие названных групп компетенций (способностей).

В области физической культуры и спорта дополнительные общеразвивающие образовательные программы взаимосвязаны с предпрофессиональными программами.

Дополнительные общеразвивающие образовательные программы не опираются на федеральные государственные требования содержания образования.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» содержание дополнительных общеразвивающих образовательных программ и сроки обучения определяются разработчиками и утверждаются образовательной организацией. Законодательством содержание дополнительных общеразвивающих программ фактически не регламентируется.

Структура дополнительной общеразвивающей образовательной программы:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • годовой учебный план;
  • содержание программы;
  • методическое обеспечение и условия реализации программы;
  • система контроля и зачетные требования;
  • перечень информационного обеспечения;
  • приложения.

На титульном листе Программы указываются:

  • учредитель образовательной организации;
  • наименование образовательной организации;
  • название программы;
  • срок ее реализации;
  • населенный пункт, в котором находится образовательная организация;
  • год составления Программы.

Оборотная сторона титульного листа содержит:

  • сведения о принятии дополнительной общеразвивающей программы на педагогическом совете и утверждении ее директором;
  • сведения о разработчиках и рецензентах Программы (в соответствии с законом об образовании должно быть не менее двух рецензентов Программы, один из которых – внешний, то есть из другой образовательной организации);
  • назначение Программы и ее краткое содержание.

В пояснительной записке необходимо раскрыть актуальность данной Программы, доказать целесообразность освоения обучающимся именно этого содержания образования.

Логично, если система доказательств базируется на гендерных и социальных особенностях обучающихся, социально-педагогической специфике обстоятельств образовательного процесса.

Общеразвивающая программа может соответствовать следующим направленностям:

  • спортивно-технической;
  • физкультурно-спортивной;
  • туристско-краеведческой.

При формулировке целей образовательного процесса в пояснительной записке необходимо придерживаться принципов:

  • научности;
  • конкретности;
  • современности.

Основными задачами реализации дополнительных общеразвивающих программ являются:

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
  • формирование и развитие творческих и спортивных способностей обучающихся.

Задачи должны быть выстроены либо в логике последовательных шагов по достижению цели, либо – в логике комплементарности (дополнения до целой цели).

В формулировках цели и задач следует отражать возраст обучающихся, направленность и длительность реализации Программы.

При составлении учебного плана необходимо четко видеть весь образовательный процесс и формулируя названия тем и разделов сочетать краткость и ясность, наиболее точно отражать содержание образования.

Содержание Программы должно быть понятно родителям обучающихся, коллегам тренерам, администрации образовательной организации. Наиболее успешным представляется подход, когда в тексте Программы сформулирована образовательная идея, а затем тщательно разработаны и изложены механизмы ее воплощения (название раздела или темы, за которым следуют пояснения и уточнения).

Чрезвычайно сложной частью Программ является раздел «Методическое обеспечение и условия реализации программы» – т.е. обеспечение методическими видами продукции. В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Здесь могут быть рекомендации по проведению учебных занятий, цикл годовых мероприятий и организации деятельности в течение всего срока реализации Программы (от двух-трех, до пяти-семи лет). В данном разделе вполне уместны методические описания традиционных мероприятий, система стимулирования обучающихся (иерархия почетных званий и наград, используемых тренером).

Каждое занятии должно обеспечивать развитие личности обучающегося.

Раздел «Система контроля и зачетные требования». Система контроля результатов образовательного процесса основывается на строгом учете возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Зачетные требования должны соответствовать направленности Программы и включать комплекс контрольных упражнений для оценки результатов освоения Программы – приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по предметным областям.

Целесообразно применять трехуровневую систему оценки:

  • первый уровень – исходные показатели при зачислении обучающегося;
  • второй уровень – незначительное улучшение исходных показателей;
  • третий уровень – значительное превышение исходных показателей.

Могут быть и другие системы оценки, главное, чтобы по ним можно было легко отслеживать даже незначительные изменения показателей и своевременно вносить коррективы в образовательный процесс.

В перечень информационного обеспечения Программы рекомендуется включать:

  • список литературы, содержащий не менее 10 источников, включая законодательные и нормативные правовые акты;
  • инструктивно-методические материалы, научные работы, книги, учебники и учебные пособия, журнальные статьи и другие официальные материалы;
  • перечень аудиовизуальных средств с учетом специфики вида спорта (спортивной дисциплины), включая дидактические и наглядные материалы;
  • перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в образовательном процессе, включая электронные базы данных.

Приложения.

Чтобы не перегружать содержание второстепенной или дополнительной информацией, иллюстрациями, фотографиями, все это можно вынести в приложения.

В приложениях обычно размещаются примеры занятий, разработки и сценарии мероприятий, раскрывается схема либо план организации воспитательной работы, прописываются детали аттестационных испытаний (программа аттестации обучающихся).

После утверждения Программы работа с этим документом не завершается!

Фактически, все время реализации Программы – это время:

- внесения корректив;

- уточнения тех или иных позиций и конструкций.

ГАЛЕРЕЯ

  • Командная игра
    Командная игра
  • Дух соревнования
    Дух соревнования
  • Поддержка болельщиков
    Поддержка болельщиков
  • Воля к победе
    Воля к победе
  • Заслуженные награды
    Заслуженные награды
  • Успех
    Успех

Полезные ресурсы

URA Logo
К ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
adm bokov
 
 
 
 
 
 
 
 
 
pravitelstvo ro
 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Sport News
Sport News

ЭЛЕКТРОННЫЕ

Российское образование
 
Единое окно доступа
 

РЕСУРСЫ

федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
 
Надзор в сфере образования