УТВЕРЖДЕНО:
Приказом МБОУ ДО ДЮСШ
Боковского района
от ____________ 2016 № ___
Директор
___________ Е.В.Голубов
ПОЛОЖЕНИЕ
МБОУ ДО ДЮСШ Боковского района
дополнительных общеобразовательных программах
в области физической культуры и спорта
Требования, предъявляемые к разработке дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.
В организациях дополнительного образования реализуются два вида дополнительных общеобразовательных программ:
- дополнительные предпрофессиональные образовательные программы;
- дополнительные общеразвивающие образовательные программы.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа – это документ, определяющий содержание образования на этапах подготовки обучающихся по конкретному виду спорта.
Дополнительная предпрофессиональная программа в зависимости от вида спорта (спортивной дисциплины) разрабатывается на период от шести до десяти лет.
Продолжительность обучения составляет:
- на этапе начальной подготовки – до 3 лет;
- на тренировочном этапе (период базовой подготовки) – до 2 лет;
- на тренировочном этапе (период спортивной специализации) – до 3 лет;
- на этапе совершенствования спортивного мастерства – до 2 лет.
Дополнительные предпрофессиональные программы, разрабатываются образовательной организацией самостоятельно.
При разработке должны учитываться:
- федеральные государственные требования;
- требования федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта, спортивной дисциплине;
- возрастные, гендерные и индивидуальные особенности обучающихся;
- особенности педагогической и воспитательной деятельности в области физической культуры и спорта;
- направленность и специфика вида спорта (спортивной дисциплины);
- организационные и методические требования к многолетним круглогодичным занятиям физической культурой и спортом.
Образовательная организация обязана обеспечить преемственность реализуемых дополнительных предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки.
Программный материал должен излагаться последовательно, логично, системно, доступно и соответствовать возрастным особенностям обучающихся.
Основными задачами реализации дополнительных предпрофессиональных программ являются:
- формирование и развитие творческих и спортивных способностей обучающихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
Реализация дополнительной предпрофессиональной программы должна быть направлена:
- отбор одаренных детей;
- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;
- освоение этапов подготовки, в том числе с учетом дальнейшего обучения программам спортивной подготовки;
- подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные образовательные организации в области физической культуры и спорта.
Дополнительная предпрофессиональная программа
- содержит предметные области;
- учитывает особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта;
- предусматривает соотношение объемов обучения предметным областям.
Предметные области у каждого вида спорта свои.
К предметным областям командных игровых видов спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол…) относятся:
- теория и методика физической культуры и спорта;
- общая физическая подготовка;
- избранный вид спорта;
- специальная физическая подготовка.
К предметным областям игровых видов спорта (бадминтон, дартс, настольный теннис, теннис, шахматы…) относятся:
- теория и методика физической культуры и спорта;
- общая и специальная физическая подготовка;
- избранный вид спорта;
- развитие творческого мышления.
К предметным областям спортивных единоборств (дзюдо, самбо, бокс…) относятся:
- теория и методика физической культуры и спорта;
- общая физическая подготовка;
- избранный вид спорта;
- другие виды спорта и подвижные игры;
- технико-тактическая и психологическая подготовка.
К предметным областям сложно-координационных видов спорта (спортивная акробатика, спортивная гимнастика…) относятся:
- теория и методика физической культуры и спорта;
- общая и специальная физическая подготовка;
- избранный вид спорта;
- хореография и (или) акробатика.
К предметным областям циклических, скоростно-силовых видов спорта (легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика…) относятся:
- теория и методика физической культуры и спорта;
- общая физическая подготовка;
- избранный вид спорта;
- другие виды спорта и подвижные игры.
К предметным областям видов спорта, осуществляемым в природной среде (спортивное ориентирование, спортивный туризм…) относятся:
- теория и методика физической культуры и спорта;
- общая и специальная физическая подготовка;
- избранный вид спорта;
- специальные навыки;
- спортивное и специальное оборудование.
Такие предметные области, как:
- теория и методика физической культуры и спорта;
- избранный вид спорта
включены во все дополнительные предпрофессиональные программы, независимо от вида спорта. Предпрофессиональная программа должна учитывать особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта.
Дополнительная предпрофессиональная программа имеет следующую структуру:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- годовой учебный (тренировочный) план;
- методическую часть;
- систему контроля и зачетные требования;
- перечень информационного обеспечения;
- приложения.
На титульном листе Программы указываются:
- учредитель образовательной организации;
- наименование образовательной организации;
- название программы;
- федеральный стандарт спортивной подготовки, в соответствии с которым разработана Программа («Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 13 сентября 2013г. № 730. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации. Регистрационный № 30530 от 02 декабря 2013г.);
- срок ее реализации;
- населенный пункт, в котором находится образовательная организация;
- год составления Программы.
Оборотная сторона титульного листа содержит:
- сведения о принятии дополнительной предпрофессиональной программы на педагогическом совете и утверждении ее директором;
- сведения о разработчиках и рецензентах Программы (в соответствии с законом об образовании должно быть не менее двух рецензентов Программы, один из которых – внешний, то есть из другой образовательной организации);
- назначение Программы и ее краткое содержание.
В пояснительной записке необходимо раскрыть актуальность данной Программы, дать характеристику избранного вида спорта, отличительных особенностей и специфики организации обучения, изложить структуру системы многолетней подготовки (этапы, периоды и их продолжительность).
В данном разделе рекомендуется отражать также следующую информацию:
минимальный возраст для зачисления поступающих на обучение и минимальное количество обучающихся в группах;
режим тренировочной работы;
медицинские, возрастные и психофизиологические требования к лицам, проходящим обучение;
навыки в других видах спорта, способствующие повышению профессионального мастерства в избранном виде спорта;
планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта (спортивной дисциплине);
требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию.
Устанавливаемые Программой нормативные требования должны соответствовать требованиям СанПиН и ФГТ.
Учебный план Программы определяет перечень учебных дисциплин, их распределение на протяжении всего срока обучения. При этом устанавливается продолжительность и объемы реализации Программы, регламентируется соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения.
Учебный план Программы содержит годовое учебное (тренировочное) планирование:
- продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям;
- объем тренировочной и соревновательной деятельности обучающихся;
- объем тренировочных нагрузок по разделам обучения, включая время на самостоятельную работу обучающихся;
- объем и период прохождения судейской практики;
- время и период, отведенное на промежуточную аттестацию;
- период и количество раз прохождения медицинского обслуживания и проведение антидопинговых мероприятий.
Соотношение объемов обучения предметным областям по отношению к ФССП и общему объему учебного плана.
Предметные области |
Виды спорта | |||||
командные игровые |
игровые |
спортивные едино- борства |
сложно- координа- ционные |
цикличес-е, скоростно- силовые |
осуществл. в природн. среде |
|
объем трениров. и соревнователь. деятельности от ФССП | 60-90% | 60-95% | 60-90% | 60-90% | 60-90% | 50-80% |
Соотношение объемов обучения предметным областям к общему объему учебного плана | ||||||
теоретическая подготовка |
не менее 10% |
10-15% | 5-10% | 5-10% | 5-10% | 5-10% |
ОФП и СФП |
10-20% 10-20% |
20-30% | 20-25% | 15-25% | 30-35% | 20-25% |
избранный вид спорта |
не менее 45% |
не менее 45% |
не менее 45% |
не менее 45% |
не менее 45% |
не менее 40% |
специальные навыки | - | - | - | - | - | 10-15% |
другие виды спорта и подвижные игры | - | - | 5-10% | - | 5-15% | - |
хореография и или акробатика | - | - | - | 20-25% | - | - |
развитие творческого мышления | - | 10-15% | - | - | - | - |
работа со спортивным и специальным оборудованием | - | - | - | - | - | 10-15% |
технико-тактическая и психологическая подготовка | - | - | 10-15% | - | - | - |
самостоятельная подготовка | до 10% | до 10% | до 10% | до 10% | до 10% | до 10% |
Методическая часть Программы включает в себя:
- содержание и методику работы по предметным областям, этапам (периодам) подготовки;
- программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды обучения;
- требования мер безопасности в процессе реализации Программы;
- объемы максимальных тренировочных нагрузок;
- рекомендации по планированию спортивных результатов, антидопинговых мероприятий, судейской практики.
Раздел Программы «Система контроля и зачетные требования» должен содержать:
- нормативные требования к уровню физического развития, общей и специальной физической подготовленности на каждом этапе (периоде) обучения и рекомендации по их применению;
- комплекс контрольных упражнений для оценки результатов освоения Программы;
- механизм проведения контрольных испытаний;
- методические указания по порядку организации и проведения промежуточной аттестации обучающихся после каждого периода обучения по Программе;
- требования к результатам освоения Программы, являющиеся основанием для перевода, обучающегося на следующий этап или Программу спортивной подготовки.
Форма проведения промежуточной аттестации определяется образовательной организацией самостоятельно и закрепляется локальным актом.
При проведении промежуточной аттестации обучающихся учитываются результаты освоения Программы по каждой предметной области.
В перечень информационного обеспечения Программы рекомендуется включать:
- список литературы, содержащий не менее 10 источников, включая законодательные и нормативные правовые акты;
- инструктивно-методические материалы, научные работы, книги, учебники и учебные пособия, журнальные статьи и другие официальные материалы;
- перечень аудиовизуальных средств с учетом специфики вида спорта (спортивной дисциплины), включая дидактические и наглядные материалы;
- перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в образовательном процессе, включая электронные базы данных.
На этап совершенствования спортивного мастерства прием на обучение не проводится. На данном этапе продолжают обучение лица, зачисленные в организацию и прошедшие обучение на тренировочном этапе (спортивной специализации).
Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по предметным областям.
Для проверки результатов освоения Программы, выполнения нормативных требований ФССП проводится промежуточная аттестация обучающихся. На основании результатов аттестации и с учетом результатов выступлений на официальных спортивных соревнований и осуществляется перевод обучающихся, выпускников образовательной организации на реализацию программ спортивной подготовки.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебно-тематического плана, содержания программы, а также оценочных и методических материалов.
Дополнительные общеразвивающие образовательные программы, в отличие от предпрофессиональных, не завязаны на подготовку профессиональных спортсменов. Данные программы можно трактовать как развивающие «многие свойства личности понемногу», не выделяющие явно каких-либо приоритетов среди многообразных способностей. Допустимо считать эти способности – общим базисом человеческого развития, который формируется в процессе образования.
Общеразвивающими можно считать программы дополнительного образования, где обучающегося формируются компетенции осуществлять универсальные действия:
- личностные (самоопределение, нравственно-этическая ориентация);
- регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);
- познавательные (общеучебные логические действия, постановка и решение проблем);
- коммуникативные (планирование сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
В каждой дополнительной общеразвивающей образовательной программе целесообразно выделять элементы, обеспечивающие развитие названных групп компетенций (способностей).
В области физической культуры и спорта дополнительные общеразвивающие образовательные программы взаимосвязаны с предпрофессиональными программами.
Дополнительные общеразвивающие образовательные программы не опираются на федеральные государственные требования содержания образования.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» содержание дополнительных общеразвивающих образовательных программ и сроки обучения определяются разработчиками и утверждаются образовательной организацией. Законодательством содержание дополнительных общеразвивающих программ фактически не регламентируется.
Структура дополнительной общеразвивающей образовательной программы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- годовой учебный план;
- содержание программы;
- методическое обеспечение и условия реализации программы;
- система контроля и зачетные требования;
- перечень информационного обеспечения;
- приложения.
На титульном листе Программы указываются:
- учредитель образовательной организации;
- наименование образовательной организации;
- название программы;
- срок ее реализации;
- населенный пункт, в котором находится образовательная организация;
- год составления Программы.
Оборотная сторона титульного листа содержит:
- сведения о принятии дополнительной общеразвивающей программы на педагогическом совете и утверждении ее директором;
- сведения о разработчиках и рецензентах Программы (в соответствии с законом об образовании должно быть не менее двух рецензентов Программы, один из которых – внешний, то есть из другой образовательной организации);
- назначение Программы и ее краткое содержание.
В пояснительной записке необходимо раскрыть актуальность данной Программы, доказать целесообразность освоения обучающимся именно этого содержания образования.
Логично, если система доказательств базируется на гендерных и социальных особенностях обучающихся, социально-педагогической специфике обстоятельств образовательного процесса.
Общеразвивающая программа может соответствовать следующим направленностям:
- спортивно-технической;
- физкультурно-спортивной;
- туристско-краеведческой.
При формулировке целей образовательного процесса в пояснительной записке необходимо придерживаться принципов:
- научности;
- конкретности;
- современности.
Основными задачами реализации дополнительных общеразвивающих программ являются:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- формирование и развитие творческих и спортивных способностей обучающихся.
Задачи должны быть выстроены либо в логике последовательных шагов по достижению цели, либо – в логике комплементарности (дополнения до целой цели).
В формулировках цели и задач следует отражать возраст обучающихся, направленность и длительность реализации Программы.
При составлении учебного плана необходимо четко видеть весь образовательный процесс и формулируя названия тем и разделов сочетать краткость и ясность, наиболее точно отражать содержание образования.
Содержание Программы должно быть понятно родителям обучающихся, коллегам тренерам, администрации образовательной организации. Наиболее успешным представляется подход, когда в тексте Программы сформулирована образовательная идея, а затем тщательно разработаны и изложены механизмы ее воплощения (название раздела или темы, за которым следуют пояснения и уточнения).
Чрезвычайно сложной частью Программ является раздел «Методическое обеспечение и условия реализации программы» – т.е. обеспечение методическими видами продукции. В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Здесь могут быть рекомендации по проведению учебных занятий, цикл годовых мероприятий и организации деятельности в течение всего срока реализации Программы (от двух-трех, до пяти-семи лет). В данном разделе вполне уместны методические описания традиционных мероприятий, система стимулирования обучающихся (иерархия почетных званий и наград, используемых тренером).
Каждое занятии должно обеспечивать развитие личности обучающегося.
Раздел «Система контроля и зачетные требования». Система контроля результатов образовательного процесса основывается на строгом учете возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Зачетные требования должны соответствовать направленности Программы и включать комплекс контрольных упражнений для оценки результатов освоения Программы – приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по предметным областям.
Целесообразно применять трехуровневую систему оценки:
- первый уровень – исходные показатели при зачислении обучающегося;
- второй уровень – незначительное улучшение исходных показателей;
- третий уровень – значительное превышение исходных показателей.
Могут быть и другие системы оценки, главное, чтобы по ним можно было легко отслеживать даже незначительные изменения показателей и своевременно вносить коррективы в образовательный процесс.
В перечень информационного обеспечения Программы рекомендуется включать:
- список литературы, содержащий не менее 10 источников, включая законодательные и нормативные правовые акты;
- инструктивно-методические материалы, научные работы, книги, учебники и учебные пособия, журнальные статьи и другие официальные материалы;
- перечень аудиовизуальных средств с учетом специфики вида спорта (спортивной дисциплины), включая дидактические и наглядные материалы;
- перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в образовательном процессе, включая электронные базы данных.
Приложения.
Чтобы не перегружать содержание второстепенной или дополнительной информацией, иллюстрациями, фотографиями, все это можно вынести в приложения.
В приложениях обычно размещаются примеры занятий, разработки и сценарии мероприятий, раскрывается схема либо план организации воспитательной работы, прописываются детали аттестационных испытаний (программа аттестации обучающихся).
После утверждения Программы работа с этим документом не завершается!
Фактически, все время реализации Программы – это время:
- внесения корректив;
- уточнения тех или иных позиций и конструкций.